+7 (495) 765-45-74

GranFondo 2017. Твой большой велозаезд.


15 Апреля 2015

Эмоции при вождении Формулы Е: рассказ журналиста Autocar

Журналист издания Autocar рассказывает, какие эмоции он испытал при пилотировании болида Формулы Е.

Скоростная трасса Хоумстед-Майами привыкла сотрясаться от рева восьмицилиндровых моторов серии NASCAR и 65 000 неистовых фанатов.

Может именно поэтому каждый маршал, мимо которого я с шелестом проскальзываю в своем электрическом болиде, выглядит столь озадаченно. Как бы ни радовал глаз автомобиль Формулы Е, маршалы из Флориды почесывают затылки. А как же рокот двигателей мощностью 850 л.с., всполохи пламени и высокий октан из каждой выхлопной трубы?

Да, Формула Е не сопровождается оглушительными децибелами, но побывав внутри кабины на скорости 140 миль в час, я уверяю вас, что этот опыт дарит чистый восторг.

Я проделал путь в 4500 миль из Лондона до Солнечного штата, чтобы стать первым британским журналистом за рулем болида Формулы Е в США. Пусть это страна свободы, но строгие нормы закона не разрешают мне ехать по круговой дороге Майами, которая сейчас пролегает  по центру города (победителем этапа в  Майами стал в итоге Николя Прост).

Вместо этого я мчусь по шоссейной трассе в Хоумстед протяженностью 2,2 мили, которая включает в себя часть овала с поперечным уклоном маршрута серии NASCAR. Учитывая 14 поворотов и изгибов на полном ходу, это сплошной адреналин для таких неискушенных пилотов, как я.

Когда я проношусь по пит-лейн сломя голову, в моей голове звучат слова моего инструктора, бывшего пилота Формулы 1 Нельсона Пике-младшего: «Ты осторожнее с карбоновыми тормозами. Они очень мощные и легко блокируют колеса. Прогревай их медленно, то есть иногда нужно заранее тормозить, когда входишь в поворот».

Параллели с болидом Формулы 1 налицо. Тяжело держать голову прямо из-за вихрей ветра, бьющих в шлем. Уровень комфорта кабины наводит на мысль о средневековой пыточной камере, а попытки вписаться в каждый поворот накачивают мускулатуру предплечий не хуже, чем у культуриста.

Помню, как за рулем болида Ф1 в 2001 году я пытался совладать с бездонной бочкой горючего. И пусть болиды Формулы Е разгоняются до скорости 60 миль в час за три секунды, но батарея мощностью 800 кВт, разработанная Вильямсом, делает это занятие невероятно увлекательным.

Хотя я слишком поздно жму на тормоза, делая крутой поворот на второй передаче, комплект 18-дюймовых шин Michelin приклеивает автомобиль к трассе. Я иду на разгон, и клочья резины отскакивают от моего шлема и экипировки HANS.
Я на пятом кругу, и единственное, с чем я еще не вполне подружился – это четыре переключателя на моем съемном руле. Они расположены так близко друг к другу, что ненароком можно задеть не тот, особенно на неровном участке Хоумстедского асфальта.

Два верхних рычага передвигаются вверх-вниз и управляют четырехскоростной фиксированной трансмиссией (последние болиды Формулы Е имеют пять скоростей). Однако именно нижняя пара переключателей встречается только в этой разновидности гонок. Нижний правый активирует регенерацию энергии при торможении, обеспечивая сохранение запаса энергии.

А вот четвертый рычаг – это так называемый FanBoost, который позволяет фанатам внести свою лепту в определение исхода гонки, используя систему онлайн-голосования. Пилот, набравший наибольшее количество голосов, получает дополнительный объем энергии 30 кВт (40 л.с.), то есть болид может достичь мощности 270 л.с. Это длится лишь пять секунд, но может сыграть решающую роль на узкой трассе, где мало возможностей обгона.
Под центральным жидкокристаллическим экраном имеются три диска, которые мне сказали не трогать. Два из них регулируют регенерацию энергии при торможении, а третий контролирует крутящий момент во время гонки. Внутри кабины о тишине нет и речи. Если выжать газ в пол, то звуковой эффект будет как у отдаленного реактивного истребителя на полной мощности. Но это еще куда ни шло. Раздражающий визг трансмиссии на небольших скоростях воскрешает в памяти коробку передач компании British Leyland.

Ф1 и Формула Е сходятся в одном: степень комфорта в кабине. Там жарко, душно и неудобно. К тому моменту, как я расстегиваю свой 5-точечный ремень безопасности, мое огнестойкое белье и гоночный костюм хоть выжимай. Я улыбаюсь и думаю о том, что не прочь сделать еще пять кругов, подвернись мне такая возможность.

Позже я спрашиваю у Пике, который теперь соревнуется в Формуле Е за команду China Racing, что общего у болидов Формулы Е и Ф1. «Хотя оба автомобиля выглядят одинаково, на самом деле их нельзя сравнивать», объясняет он. «Технологии Ф1 развивались на протяжении 70 лет. А еще только год назад не было собрано ни одного электрического болида».
«Управляются оба болида одинаково, но техника вождения совершенно разная. В Формуле Е мы катаемся только по уличным трассам и используем один комплект всепогодных радиальных шин. Мы всегда стремимся беречь энергию, и у нас нет нужды беспокоиться о сложной стратегии дозаправки и смены шин».

«В кабине тоже все по-другому. В  Ф1 вы играетесь настройками KERS и регулируете угол установки крыла. Мы же уделяем больше внимания сохранению энергии, особенно уровню температур  в батарейном отсеке, что влияет на результат».
Пике признается, что его опыт вождения электромобилями до того, как он присоединился к Формуле Е, ограничивался двумя часа дорожных испытаний за рулем машины Tesla. «Раньше я не рассматривал электромобили всерьез, но теперь я вижу, что технология, которую мы используем в Формуле Е, ускорит развитие дорожных электромобилей», говорит он. «Мне кажется, болиды Формулы Е – гораздо более чистый вариант гонки, потому что пилотам не нужно постоянно обращаться к инженерам за диагностикой. Они автономны и сами принимают решения».

На волне интереса к новой серии 50 потрясающих городов уже согласились предоставить площадки для сезона 2015-2016. К тому моменту, как эта 10-гоночная серия финиширует в Лондоне 27 июня, число очевидцев первой гонки электромобилей составит 500 000, плюс десятки миллионов телезрителей.

И хотя сейчас все болиды Формулы Е собираются по одному стандарту, к следующему сезону в игру вступят производители машин. Это поднимет планку Формулы Е еще выше. Срок службы батареи увеличится, скорости возрастут, и к участию будет привлечено больше команд. Как знать? Может быть, совсем скоро Ф1 с тревогой будет смотреть в будущее гонок одноместных автомобилей.
Формула Е в фактах:

  • В Формуле Е соревнуется 10 команд и 20 пилотов.
  • Гонка длится 40 кругов.
  • На полпути пилоты останавливаются на пит-лейн, чтобы пересесть в идентичный, полностью заряженный болид.
  • Звук, производимый автомобилем, достигает 80 децибел, что чуть превышает громкость обычного дорожного транспортного средства.
  • Автомобили заряжаются от глицериновых генераторов. Глицерин – это карбонейтральный побочный продукт биодизельного производства. Он настолько чист, что его можно пить.
  • Командам выдается по два запасных колеса на машину – одно переднее и одно заднее. Это условие резко сократило эксплуатационные издержки.
  • Формула Е использует гибрид BMW i8 в качестве автомобиля безопасности – это единственный двигатель внутреннего сгорания, который допускается на трассу.
Другие новости Формулы Е можно узнать здесь.
рейтинг статьи
  • 0.0
Источник: подготовлено по материалам Autocar.co.uk
comments powered by Disqus
Другие новости
Все новости
Мы в социальных сетях