+7 (495) 765-45-74

GranFondo 2017. Твой большой велозаезд.


16 Марта 2015

Trulli: путь к новым вершинам

Для команды Trulli старт в Формуле Е стал отнюдь не простым. Но Ярно Трулли, считает, что сейчас есть возможность оперативно ликвидировать этот разрыв.

Итальянский гонщик Ярно Трулли хорошо знаком тем, кто давно интересуется автоспортом. Более десяти лет он выступал в Формуле 1 и провел в общей сложности более 250 гонок в составе таких команд, как Renault, Lotus и Jordan. Однако его возвращение к соревнованиям на автомобилях с открытыми колесами в качестве пилота Формулы Е обернулось более сложным испытанием, чем можно было ожидать.

«В марте меня пригласили протестировать машину, – объяснял Трулли во время трехнедельного перерыва между второй гонкой в Путраджайе и третьей в Пунта-дель-Эсте. – При этом я два года не садился за руль гоночного автомобиля – ни в каком виде, даже на карте не катался. Поэтому сначала я отнесся к идее скептически: новая серия, совсем другая машина. У меня не было уверенности, но было интересно выяснить самому, что же это такое на самом деле».

Трулли тестировал прототип Spark-Renault и, провозившись целое утро с настройками, в итоге был приятно удивлен: «Впечатления у меня самые радужные – машина действительно понравилась. Думаю, я хотел бы создать свою команду для этого чемпионата, а не выступать в качестве пилота за чужой коллектив».

Весной реализовать такую возможность было нереально, но ситуация изменилась, когда Drayson – первая команда, согласившаяся участвовать в чемпионате, – вдруг передумала. Трулли поспешил занять её место всего за несколько недель до первых предсезонных тестов на трассе Донингтон Парк и вынужден был сам сесть за руль электромобиля, потому что времени на раздумья практически не оставалось.

«После 15-ти лет в Формуле 1 у меня нет необходимости что-то кому-то доказывать, – говорит итальянец. – Но всё случилось очень быстро, и в такие сжатые сроки у меня не было возможности найти подходящего гонщика, на которого мы могли бы полностью положиться. А когда важное дело некому поручить, лучше взяться за него самому».

Однако новая команда привлекла внимание прессы и любителей автоспорта не только благодаря самому Ярно: пригласив начинающую гонщицу Микелу Черутти, коллектив ввел в состав Формулы Е вторую из двух женщин (а с начала 2015 г. – единственную, кто по-прежнему принимает участие в чемпионате).

«Нам показалось, что было бы здорово, если бы представительницы прекрасного пола участвовали в новом формулическом чемпионате, – поясняет Трулли. – Микела уже продемонстрировала умение отчаянно бороться, выступая в серии Auto GP. Конечно, никто не мог предположить, что турнире захотят участвовать столько бывших пилотов Формулы 1 и что общий уровень окажется таким высоким – соревнования получились очень непростыми. Если посмотреть на статистику, мы увидим, что Микела хорошо и быстро проходит повороты, но проблема в том, что она никогда не имела дела с тормозами из углеволокна. Поэтому она пока не может реализовать все свои возможности, тем более что шансов потренироваться не так много».

Тесты – а точнее, их нехватка – главная сложность для команды Трулли. На предсезонные тесты отводилось пять дней, но большую часть времени специалисты коллектива вынуждены были заниматься решением технических проблем, что оставляло недостаточно времени для тренировок. Две закрытые тестовые сессии представляли собой симуляцию гоночного дня, поэтому возможностей фиксировать статистику и устраивать практические тренировки было не так уж много. Почти всё лето 2014 года команда выглядела так, как будто купила билеты на VIP-трибуну, а не получили пропуски в паддок.

Трулли с этим не спорит: «Мы на восемь месяцев отстаем от всех остальных в плане практики. Однако всё же нам удалось создать команду, начать выступать и участвовать в борьбе на трассе, а наши проблемы типичны для команды-новичка. Мы работаем хорошо, а что касается результатов, то они не заставят себя ждать».

По итогам четырех гонок сезона команда всё же не на последнем месте, но от первого очень далеко: Trulli GP на девятом месте с двенадцатью очками, что по сравнению с лидером турнирной таблицы e.dams-Renault (они набрали 85 очков) очень и очень скромно. Все свои очки коллектив Ярно получил в третьей гонке – ни до, ни после неё ничего заработать не удалось.

«В этой серии один из ключевых аспектов – управление энергией, – говорит Трулли. – Мы пока еще только учимся этому. Во время гонок у нас еще возникают проблемы: с настройками всё отлично и есть ряд других позиций, по которым, я уверен, мы всё делаем правильно, но достаточно и вопросов, на которые ответов пока нет. Основная сложность в том, что чистое гоночное время очень ограничено. Рано или поздно у нас получится, просто нужно детально во всём разбираться».

Конструкция трасс и формат квалификаций не облегчают задачу. «Не совсем понятно, где в итоге окажешься, – объясняет итальянец. – К сожалению, система квалификации такова, что, выступая в последней группе, можно оказаться пятым или шестым, а вот если ты попал в первую, то будет сложно. Есть городские трассы, на которых другие гонки не проводятся, так что их качество меняется в течение дня. В Малайзии я начинал во второй группе и показал в ней лучшее время, но поул-позиция ушла в последнюю группу».

Определенные улучшения есть, хотя продемонстрировать прогресс по сравнению с первой гонкой было несложно. «Ситуация в Пекине была патовой. К началу квалификации я был в первой пятерке, но затем совершил небольшую ошибку – буквально коснулся отбойника, как и многие другие пилоты, и все мы получили подтверждение того, что коробка передач у нас недостаточно крепкая. К сожалению, я был последним, кто сломал КПП, так что замены мне уже не досталось. Для участия в гонке нужно два автомобиля, а если знаешь, что один не дотянет – значит, вариантов нет. К тому же и со второй машиной были проблемы. Что-то случилось с коробкой передач, я пытался начать гонку, но ничего не вышло. Для меня это была просто катастрофа. Немногим лучше всё сложилось и для Микелы, хотя даже при этом она попадала в очки, но получила штраф».   

Начало чемпионата вышло для Трулли откровенно неудачным, к тому же от известного гонщика ждали гораздо большего. Мы летели из Пекина одним и тем же рейсом, и итальянец выглядел очень расстроенным.

Второй этап начинался весьма оптимистично, но очков также не принес. «В этой гонке наша команда смотрелась гораздо лучше, но потом из-за обидной случайности всё опять пошло не так. Во время рестарта мы проходили шпильку, и я, выворачивая руль, видимо, случайно сбил настройки мощности, поэтому первую часть гонки прошел на более высокой мощности, чем нужно. Я получил штраф, и это было очень неприятно, потому что гонка складывалась неплохо. Теперь мы знаем, что нужно аккуратнее обращаться с элементами управления, чтобы не задеть ничего лишнего».

Это был не единственный инцидент второго этапа Формулы Е: столкновение Трулли и Нельсона Пике отбросило пилота China Racing к стене, и гонка для него закончилась. Причиной аварии послужило скорее неизящное управление, чем холодный расчет, однако на результат такие нюансы не влияют.

«Мы с Нельсоном шли почти параллельно – я по внутренней стороне, он по внешней, – вспоминает Трулли. – До того момента, как началось торможение, машины держались очень близко. Я оставил пространство, но, видимо, недостаточно, поэтому он врезался в стену и потом в меня. У меня не было намерения «запереть» его, это был обычный инцидент, какие часто случаются на трассе, но я понимаю, что, наверное, мог оставить на полметра побольше».

«Хотя я и не занимался гонками целых два года, по скорости я не уступаю остальным, – поясняет Ярно ход чемпионата и свою комплексную роль в команде. – Другие пилоты садятся за руль каждую неделю, потому что выступают в чемпионате WEC и других сериях. Это почти как с велосипедом: если ты долго участвовал в Формуле 1, всё остальное уже не так сложно. У меня нет задачи победить любой ценой. Я ведь еще и владелец команды и значительную часть работы выполняю за пределами трассы. Я работаю с директором, чтобы задать коллективу нужное направление, и с техническими специалистами, чтобы лучше подготовить машины к следующему этапу. На сегодня мои основные задачи – найти правильные настройки, помочь Микеле и определить, каким путем пойдет моя команда».

У Trulli GP сейчас непростые времена, и виноваты в этом не только гонщики – в некоторых случаях как раз они пострадали от невнимательности коллег, например в Малайзии, когда плохо прикрепленное колесо просто отвалилось от автомобиля Черутти посреди гонки и укатилось.

«Что касается таких ситуаций, как в Путраджайе, когда у Микелы отвалилось колесо, мы обязаны работать над тем, чтобы их предотвращать. Мне это совсем не понравилось, ведь Микела в результате упустила большую часть гонки. Я бы приятно удивлен, когда она показала неплохое время прохождения круга в квалификации (хотя у нее нет опыта свободных заездов). Но мы все, вся команда, должны ей помогать – мы хотим, чтобы она попала в первую десятку, и думаю, ей это по силам».

На последнем этапе 2014 года, на уругвайской прибрежной трассе Пунта-дель-Эсте, команда смогла улучшить свое положение. Трулли стартовал с седьмого места и провел блестящую гонку, пробившись на четвертую позицию и заработав для команды первые очки. Черутти также показала хороший результат, начав с семнадцатого места и сумев пересечь финишную черту двенадцатой.

Однако по результатам гонки в Буэнос-Айресе коллектив опять откатился назад: авария Трулли во время квалификации не дала ему зафиксировать время прохождения круга, и итальянцу пришлось стартовать из последнего ряда. Этап, несмотря на отдельные яркие моменты, очков команде не принес.

Конечно же, хорошие результаты соревнований традиционно считаются главной составляющей популярности, однако Ярно Трулли смотрит на вещи более широко и не зациклен на том, чтобы поставить на полку еще один кубок. Он мечтает создать на базе команды что-то вроде центра инновационных технологий и уже работает в этом направлении с компанией Drayson. Её специалисты уже установили беспроводную зарядную систему Qualcomm Halo на автомобили безопасности BMW i3 и i8, а теперь готовятся к тому, чтобы использовать эту передовую технологию для гоночного автомобиля Spark-Renault.
«Наша команда работает над многими интересными проектами, – объясняет Трулли. – Мы не ограничиваемся только гонками, потому что у нас есть определенное ноу-хау, с помощью которого мы надеемся внести свой вклад в развитие автоспорта на базе электромобилей. Мы работаем над развитием инновационных технологий, и это отнюдь не только беспроводная зарядная система Drayson. Наша задача – представить первые результаты будущим летом, и я уверен, нам удастся произвести впечатление, потому что рынку действительно нужны революционные решения. Машины с нулевым уровнем вредных выбросов, соответствие принципам устойчивого развития – всё это очень важно для будущего. Сегодня мы разрабатываем технологии, которые завтра станут неотъемлемой частью серийных автомобилей. То, чем мы занимаемся, – это вершина автоспорта, величайшее техническое и научное достижение. Это Формула 1 для электромобилей, никак не меньше».

рейтинг статьи
  • 0.0
Источник: подготовлено по материалам current-e.com
comments powered by Disqus
Другие новости
Все новости
Мы в социальных сетях