+7 (495) 765-45-74

GranFondo 2017. Твой большой велозаезд.


12 Ноября 2015

Putrajaya ePrix: технический обзор

Уже во время открывающей гонки в Пекине стало отчасти понятно, как изменения в правилах повлияют на ход чемпионата.

Для тех, кто не следил за нововведениями в регламенте, поясним: одним из ключевых моментов стало разрешение модифицировать силовой агрегат, в том числе двигатель, коробку передач, преобразователь и заднюю подвеску.
Хотя команды тестировали новые машины на трассе Донингтон Парк, объективно оценить их рабочие характеристики было довольно сложно, т. к. проверка происходила в идеальных условиях: ровное скоростное гоночное кольцо с плавными поворотами не идет ни в какое сравнение с извилистыми городскими трассами Формулы Е.

Пекинская трасса самая длинная в чемпионате (её протяженность составляет 3,4 км), и только здесь вы найдете длинные прямые участки, медленные шиканы и прямые углы, однако по своей природе эта трасса – городская. Итак, 10 000 миль пройдено, 20 интервью отснято, одна гонка завершена. Что же мы успели узнать о новых электромобилях?

Передачи

Самое очевидное нововведение касается КПП. Каждая команда разработала свою стратегию: кто-то сделал выбор в пользу исходной пятиступенчатой секвентальной коробки и одного мотора, а кто-то, напротив, отдал предпочтение двойному мотору и одной передаче. Есть и те, кто выбрал компромисс, посчитав такой вариант самым надежным. Несмотря на то, что команды тщательно оберегают информацию о новых силовых агрегатах, благодаря гонке в Пекине нам удалось выяснить следующее:

КОМАНДА ПЕРЕДАЧИ МОТОР
NEXTEV TCR 1 Двойной
DS Virgin Racing 1 Двойной
RENAULT e.dams 2 Одиночный
Abt Schaeffler Audi Sport 3 Одиночный
DRAGON Racing & Venturi 4 Одиночный
Trulli 4 Одиночный
Mahindra Racing 4 Одиночный
Team Aguri 5 Одиночный
Andretti 5 Одиночный

Итак, почему же у команд разные стратегии? И, что более важно, какая стратегия поможет побеждать в гонках? У каждой есть свои преимущества и недостатки, но наиболее четко прослеживается взаимосвязь между весом машины и её рабочими характеристиками. 
Исходный вариант Spark-Renault SRT_01E премьерного сезона включает пятиступенчатую секвентальную КПП Hewland и мотор McLaren, разработанный на базе двигателя спорткара P1. Передачи помогают мотору функционировать с максимальной эффективностью за счет работы в заданном диапазоне мощности в соответствии с числом оборотов и позволяют автомобилю работать на пределе своих возможностей при проходе изгибов трассы, шикан и прямых участков. Но каждый раз, когда пилот повышает или понижает передачу, на несколько миллисекунд падает мощность: на мгновение машина практически выключается. Это снижает общую эффективность, т. к. регенерация аккумулятора также прекращается. В чемпионате, основой которого является стремление выстроить оптимальное соотношение скорости и мощности, энергосбережение играет колоссальную роль.

Получается, чем меньше передач, тем выше КПД автомобиля? До определенной степени. Если говорить о серийных электромобилях, во многих из них вообще нет переключения передач – при стопроцентном крутящем моменте достаточно и одной. Но в условиях гонок, особенно на старте, ситуация несколько иная. Может случиться так, что набрать в начале гонки оптимальный крутящий момент машина просто не сможет. Так как же обеспечить максимальную эффективность на протяжении всей гонки при максимальном разгоне на старте? Давайте посмотрим на результаты этапа в Пекине.

Renault e.dams
Renault e.dams справились с задачей блестяще. Себастьен Буэми показал невероятный результат: он не просто набрал максимально возможное количество очков (3 за поул-позицию, 2 за быстрейший круг и 25 за победу в гонке), но и финишировал на 11 секунд раньше Лукаса ди Грасси.
Специалисты Renault подготовили для Буэми и Проста машину, у которой, похоже, есть все шансы привести их к победе в чемпионате. В чем же секрет непревзойденных скоростных характеристик электромобиля?

- У него всего две передачи – стартовая и гоночная, что позволяет исключить любые потери, связанные с переключением, и обеспечить максимальную мощность с первых секунд.
- Он очень легкий – это одна из двух машин на стартовой решетке, вес которой находится на нижней границе разрешенного диапазона – 888 кг (еще один «борец в легчайшем весе» – ABT Schaeffler Audi Sport). Другие команды, например, Venturi и Dragon, сделали свои автомобили чуть более тяжелыми, DS Virgin явно страдает лишним весом, а NEXTEV и вовсе пора садиться на жесткую диету. Так как же Renault e.dams удалось добиться такой стройности? Они сделали кожух коробки передач из углеволокна.
- Деньги и кадры решают не всё, но многое. Инвестиции Renault в технологии и в работу над автомобилем были более чем значительными – по слухам, речь идет о восьмизначных суммах в пересчете на доллары. Разработчиком автомобиля стал Винсент Галлардо – он уже 10 лет занимается проектами Renault, связанными с электричеством и электроникой, в числе которых Формула 1 и Формула Е первого сезона. 

NEXTEV TCR
NEXTEV TCR (как и DS Virgin Racing) выбрали вариант с одной передачей и двойным мотором. Одна передача – это стопроцентная защита от потерь, возникающих при переключении, но двойной двигатель больше и тяжелее, особенно в случае с NEXTEV TCR. Дополнительный вес (30 кг, а по неподтвержденным данным и все 50) не может не повлиять на баланс шасси. Машины Формулы Е и так имеют задний крен в 61 %, так что лишние килограммы могут серьезно повлиять на рабочие характеристики и конкурентоспособность автомобиля, и не в лучшую сторону.
Свидетельством тому стали результаты гонки. Оливер Терви занял вполне достойное шестое место, однако прежде всего потому, что умело воспользовался «нейтральным» режимом (Full Course Yellow). Для Нельсона Пике-младшего уик-энд прошел крайне неудачно – на тренировке он въехал в отбойник при выезде с пит-лейн (виной тому, как считается, была неисправность датчика дроссельной заслонки), а во время гонки его автомобиль заглох прямо на трассе. Этой команде еще придется потрудиться (о чем Нельсон любезно напомнил им после гонки).

Abt Schaeffler Audi Sport
Остановив свой выбор на трех передачах, специалисты ABT Schaeffler предпочли компромисс – и правильно сделали. Лукас ди Грасси получил возможность побороться за Суперпоул, выйти на третье место в квалификации и – во многом благодаря рабочим характеристикам и мощности автомобиля – по завершении гонки подняться на подиум. Машина Abt Schaeffler оказалась одной из самых легких на стартовой решетке, а позиции команды казались выигрышными, но достаточно ли у неё в запасе программных и стратегических решений, чтобы тягаться с Renault? Если смотреть на ситуацию глазами ди Грасси, которого на 11 секунд опередил Буэми, то, пожалуй, нет. 

Venturi и DRAGON Racing 
После невероятного завершения первого сезона команда Dragon начала второй совсем не плохо – Лоик Дюваль и Жером д’Амброзио заняли четвертое и пятое места. Конечно, обидно не попасть на подиум, но такие результаты доказывают, что команда готова сражаться за лидерство в чемпионате.

Dragon – первая команда-заказчик, закупающая силовой агрегат у Venturi, и она успешно обошла ближайших конкурентов, а Стефан Сарразан из Venturi пришел девятым. «Железо» у обеих команд одинаковое, но программные решения и стратегии разные. Они демонстрируют грамотный подход к управлению мощностью и, по словам Джея Пенске, в составе команды серьезных изменений не произошло – в целом коллектив остался прежними. В числе преимуществ можно назвать и здоровую, но острую конкуренцию между Дювалем и д’Амброзио.
Mahindra Racing

За командой Mahindra Racing стоят серьезные силы: владельцами являются Mahindra, индийский автопроизводитель с капитализацией 10 миллиардов долларов, и компания Mahindra Reva Electric Vehicles, поставляющая электрокары в 26 стран по всему миру. Заводская команда носит название Campos Racing (именно она занималась чемпионской машиной NEXTEV TCR), так что заявка очень внушительная. Сделав ставку на четырехступенчатую коробку Hewland и мотор McLaren (силовой агрегат, аналогичный конфигурации первого сезона) и в поте лица проработав всё лето над программными решениями, Mahindra с гордостью представила свое творение на открытии чемпионата. Блестящее выступление Ника Хайдфельда в Пекине принесло команде первый подиум. «Железо» по сравнению с первым сезоном было доработано, но основные инвестиции Mahindra пошли на совместные с партнером (McLaren) программные решения.
Непредсказуемость Формулы Е – залог популярности чемпионата. Новые правила относительно силового агрегата заставят команды и гонщиков стараться изо всех сил, а нас – гадать до последнего, кто же будет бороться за звание чемпиона во втором сезоне.
рейтинг статьи
  • 0.0
comments powered by Disqus
Другие новости
Все новости
Мы в социальных сетях